Почему бизнесу не стоит идти в онлайн, или вредные советы от маркетологов

За апрель мы прочитали десятки статей интернет-маркетологов о том, как офлайн-бизнесу надо срочно выходить в онлайн. И сотни удивленных комментариев их коллег, почему он еще не работает там. Я сам интернет-маркетолог и рад бы расширению потенциальной клиентской базы. Но для владельцев бизнеса не всё так однозначно.

Этот материал ответ на статью «Что делать региональному микробизнесу в карантин и кризис». В ней автор предлагает общепиту, работающему с бизнес-ланчами, доставлять обеды на дом.

Цитата: «Я всё ещё хочу кушать в обеденное время. Теперь вопрос: предложил ли мне кто-нибудь из тех, у кого я был на бизнес-ланчах, доставку на дом? Конечно же, нет».

Теперь давайте разберемся, почему нет. И почему доставлять обеды — это заведомо убыточная модель.

Модель бизнес-ланча работает на проходимость. К вам в кафе пришли условные 300 человек. В обеденное время с 12 до 15. 20-30 минут на еду, оплатили, ушли. Каждый оставил 200-400р. Низкий средний чек и высокая проходимость.

Доставка. Обедать все по-прежнему хотят с 12 до 15. Только теперь каждому надо обед привезти! Предположим, что у кафе есть база контактов клиентов. Хотя, у 95% ее не будет. Вспомните, как проходит бизнес-ланч: пришли –поели. Откуда там возьмутся контакты?

Но, предположим, что кафе вводило систему лояльности и собирало контакты. База существует и люди, работающие удаленно, готовы заказывать обеды по ценам бизнес-ланча.

Только проблема в том, что теперь эти люди рассредоточены даже не по одному району. А нам надо всем доставить в диапазоне 3 часов. Один курьер справится за этот временной промежуток с 4-8 заказами. При условии, что загрузится сразу и не будет возвращаться в ресторан. Это значит, последние адресаты получат обед остывшим.

Чтобы накормить обедами ежедневную аудиторию в 300 человек, нам понадобится минимум 37 курьеров! Не забываем, что чем больше курьеров, тем сложнее управлять ими и выше первоначальные вложения. Каждому нужна термосумка 2800р за шт. и желательно терминал оплаты.

Но можно пойти к агрегаторам – Яндекс.Еда, Delivery Club. Можно, только при использовании их курьеров, возьмут комиссию 28-35% от заказа. С 300р. вы отдадите 100р. Эта больше, чем ваша прибыль с заказанного обеда. Сейчас, правительство Москвы субсидирует 50% стоимости доставки. На федеральном уровне только готовят похожее предложение. Но доставка все равно будет дорогой.

Со стороны клиента обед с низким чеком обойдется в дополнительные 120-150р за доставку. Все ли готовы заплатить +30-50% за свой обед?
Радиус доставки ограничен. Яндекс.Еда предлагает зону доставки 2,5 км от заведения.

С привлечением новой аудитории всё сложно. Реклама при чеках 200-400р не окупится. Это возможно только на длинной дистанции, при высоком LTV, а деньги кафе нужны сейчас. У агрегаторов большая аудитория. Но и конкуренция внутри сервиса высокая, нужно трезво оценить свои шансы. Гораздо более здравомыслящей может выглядеть идея покупки готового сайта. Но и тут есть риски, рекомендуем провести анализ сайта перед его покупкой.

Я не работаю в общепите и не знаю всех нюансов отрасли, но даже со стороны видно, что доставка обеда домой по цене бизнес-ланча – это работа в убыток. Для таких компаний шанс – найти работающие рядом организации и доставлять туда обеды на большое количество людей. И это не онлайн. Это идти и пытаться договориться лично. Будет сложно.

В итоге получается, что выгодной стратегией для бизнес-ланчей будет впасть в спячку. Если удалось договориться на арендные каникулы, отправить персонал в неоплачиваемый отпуск или уволить. После кризиса на этом рынке будет достаточно кадров.

Лучше сохранить финансы, чтобы через пару месяцев возродиться. Или сжигать деньги, работая в убыток и плодя долги. И тогда ресурсов на перезапуск не останется. Более подробно мы рассказывали об этом в статье - Как сохранить бизнес и вернуть прибыль. Функции руководителя.

Как интернет-маркетолог, я работаю со сферой услуг. За апрель 80% клиентов заморозили рекламную активность. С некоторыми из них мы сотрудничаем годами. Они или работают по своей клиентской базе или совсем не работают.

Это реальность. Предприниматели сильно экономят. Это в статьях — увеличивайте рекламную активность, и когда карантин снимут, все о вас знают, все помнят и весь рынок у ваших ног. На практике малый бизнес не платит за отложенный результат, тем более в условиях, когда не хватает денег на зарплаты и непонятно, скинут ли за аренду в мае или придется все-таки съехать.

Переход в онлайн — не панацея. Я неплохо знаю, как устроен бизнес музыкальных школ. Поделюсь, что сейчас происходит в этой сфере. Все массово перевели уроки в интернет. В этом бизнесе можно барахтаться онлайн, пытаясь из молока сбить сметану. Но скорее, получится только кефир.

В онлайн-формате невозможно проводить групповые уроки, не потеряв сильно в качестве. Поэтому у кого это был основной формат – уже теряют. Только индивидуальные. Прямая конкуренция возросла в разы. Если раньше в рекламе вы бились за аудиторию со школами своего города, теперь вы делаете это со школам всея Руси. И если школе из условного Смоленска интересны ученики из Москвы и Петербурга, то столичным школам ученики из провинции не очень: платежеспособность не та. Хотя стоимость заявок снизилась, но не в разы.

Сейчас массово пошли недельные марафоны по цене 400-990 руб. Это меньше цены 1 индивидуального урока. Затраты на рекламу не отобьются. Единственный шанс заработать — продать в конце марафона пакеты уроков. Может, в этом есть смысл, как этап воронки.

Но при этом сами марафоны сильно снижают ценность начального продукта. Какие индивидуальные уроки за 1000-1500 руб. за час., когда можно за 500 взять недельное обучение? При этом цены на уроки онлайн снизили почти все, потому что это же онлайн, он должен быть дешевле. Люди не готовы платить столько же, как за обычные занятия. Но для школы по себестоимости проведение онлайн мало чем отличается от обычного урока.

В интернете стало еще больше дешевых или бесплатных курсов. Мне даже оператор Tele2 предлагал на своей платформе уроки обучения игры на гитаре за какие-то совсем смешные деньги.
Вот такие реалии онлайн-обучения.

Запуск онлайн сравним с запуском нового бизнеса или хотя бы направления. В обычных условиях мы к этому готовимся, тестируем, корректируем и изменяем в поисках наибольшей доходности. Сначала бизнес работает в минус, потом на самоокупаемость и затем в прибыль. Это стандартная схема для большинства новых проектов. Для одних этап растягивается на 2 месяца, для других на годы. Чем крупнее бизнес, тем больше может быть срок выхода на прибыль.

В условиях карантина срок старта ужался до пары недель при многократно возросшей конкуренции. Глобальная ниша «доставка еды» выросла в 3 раза. Предположу, что онлайн-образование примерно так же. Но мало кто воспринимает выход в онлайн как стартап. Нет, это желание выжить. Деньги нужны сейчас! И это понятно.

Если бизнес работает не только со своими клиентами, но и пытается привлечь новых, то схема «работаем в минус – потом в ноль – потом прибыль» никуда не делась.

Работать по горячей базе, но иначе – прекрасно. Пробовать трансформировать бизнес, чтобы выжить – хорошо. Но не стоит никогда забывать об окупаемости проекта.

Со стороны советовать легко. Не зная рынка, модели потребительского поведения и себестоимости продукта. Нам, интернет-маркетологам, хочется тестировать новые идеи и выводить бизнес в онлайн. Но нам могут быть не видны нюансы бизнеса. Считайте экономику проекта, господа предприниматели.

28.04.2020 | Вернуться назад

Долгосрочная жизнеспособность бизнеса.

Долгосрочная жизнеспособность бизнеса.

Вот такой интересный термин встретила в одной из книг по развитию бизнеса. При этом, работая плечо к плечу с руководителями разных уровней в компаниях разных масштабов, я ни разу не слышала такого термина от них. И даже чего-то подобного.

Знаете ли Вы, что это не просто любопытная мысль в направлении, а есть вполне конкретные фактические показатели в цифрах, определенное сочетание которых и дает понимание, насколько ваш бизнес жизнеспособен.

Читать подробнее →

Другие новости

Стоит ли убегать от льва?

Для начала хочу рассказать анекдот. На мой взгляд, через его призму интересно посмотреть на бизнес и конкуренцию в нем.

Два путника в пустыне увидели льва. Он был еще далеко, но уже было видно, как грациозно он двигался, неумолимо приближаясь к нашим друзьям.

Один из них поспешно присел на камень и начал быстро надевать кроссовки. Второй, глядя на его действия, спросил: «Ты что, действительно считаешь, что сможешь бежать быстрее льва?» На что получил ответ: «Мне не нужно бежать быстрее льва, мне достаточно бежать быстрее тебя!»

Зомби в офисе

Зомби могут находиться прямо у вас в офисе. Что, страшно? Да-да, они прямо рядом с вами. Конечно, речь идет не о страшных мумиях из мертвецов, захватывающих город. Речь идет о людях. Таких же, казалось бы, живых людях, как мы с вами. Таких же, но не таких.

Они вялые, скучные, унылые, и уже ни во что не верят. Они потеряли вкус к жизни. Они потеряли смысл своих действий, и их уже ничто не греет. Спросите такого человека, верит ли он в свой успех? Верит ли он, что может больше? Скорее всего, он посмотрит на вас как на ненормального. Такие состояния, как энтузиазм, вдохновение, творчество, любовь очень далеки от этих людей.
 

Спасти нельзя закрыть. Что делать с бизнесом?

Несмотря на такое, казалось бы шутливое, название, наша сегодняшняя тема крайне серьезна и важна. Сегодня многие компании из числа тех, кто не остановил свою деятельность во время самоизоляции полностью, потеряли от 30 до 90% своей ежемесячной выручки. Это произошло несмотря на то, что ими были разработаны и внедрены некоторые антикризисные меры.

Вы скажете: есть компании, выручка которых за апрель и май не уменьшилась или даже выросла. Да, есть, но таких крайне мало. Заслуга в этом больше не руководителей, а сферы бизнеса. Не слишком сильно пострадали бизнесы, у которых это время – традиционно высокий сезон, и они не относятся к сфере HORECA. Медицина (сфера медицинского газоснабжения), айти-индустрия, сервисы для проведения онлайн-трансляций от сложившейся ситуации только выиграли. Но мы сейчас не о них.

Что делать fashion-бизнесу в кризис?

Из-за вируса, как и многие сферы бизнеса, пострадала и Fashion-индустрия. На начало самоизоляции спрос на одежду, обувь и аксессуары упал до 70% (по данным Сбербанка). В ближайшие полгода от 19% до 37% россиян будут экономить на одежде, обуви и аксессуарах.

НО
Начался рост онлайн-ритейлеров.
Например, спрос курьерской доставки на Wildberries вырос втрое. Акции Amazon выросли на 26%. За апрель доход онлайн-ритейлеров по сравнению с прошлым годом возрос на 21%.

Два пути продвижения фотографа, или почему они почти всегда возвращаются на «завод»

Прежде чем уйти в профессию фотографа у человека есть два пути развития событий и, честно говоря, они оба правильные.

Первый путь:

• Получив премию на родном заводе имени кого-то, приобретаем в кредит или рассрочку в одном из крупнейших гипермаркетов электроники годную зеркалочку в районе 20-30 килорублей.

• Изучаем парочку рандомных настроек.

• Ставим режим «AUTO».

• Фоткаем друзей, родственников, любимых котиков, не забываем и про природу, обязательно миллион фотографий листочков, цветочков, букашек, ну и конечно, необыкновенные пейзажи на фоне Челябинских промзон.

Биржа сайтов РБ

DUAL.by - SEO-портал Байнета

Мы в социальных сетях

  • vk.com/dualby ↓ ↓ ↓
Сайт работает на CMSDual_BY